Срок жизни квест-комнаты

Известно, что специфика бизнеса в формате «выйти из комнаты» при всей своей творческой привлекательности имеет один очень большой недостаток: это одноразовый продукт. Если вы однажды посетили квест-комнату, даже если вы не уложились во время - с вероятностью 99% вы в нее больше не вернетесь. Нет никакого смысла повторно платить полную цену, вы уже все видели или почти все.

Так сколько же времени живет одна квест-комната? Меня, как владельца квеста, такой вопрос волнует в первую очередь, ведь с учетом немалых вложений в постройку комнаты от количества посещений будет зависеть прибыльность всего бизнеса.

Я слышал много мнений на эту тему, но пока ни одного убедительного.

Один квест - один год

Чаще всего я слышу дословно следующее: «Один квест живет один год, после чего его нужно перестраивать». Для меня лично эти слова не имеют никакого здравого смысла, ведь количество дней существования квеста никак не связано с его посещаемостью, а именно от посещаемости зависит коммерческий успех проекта. Много вы видели квестов в Екатеринбурге, которым больше 1 года? Сколько из них перестроилось? «Казематы» живут уже полтора года и до сих пор активно посещаются, что-то пошло не так?

Можно предположить, что 1 год - это «средняя температура по больнице», но вспомните, что мы говорим про «больницу», которая существует всего несколько лет. Большинство построенных квестов даже еще не окупилось за год, а следуя заявленной логике их уже пора перестраивать. В чем тогда смысл такого бизнеса? Почему столько людей осознанно вкладывают в него деньги?

Даже если предположить, что в расчет берется опыт других стран, где квесты появились раньше России – это опять же не имеет ничего общего с нашими реалиями. В нашей стране свой менталитет, свой рынок, который развивается по своим законам и принципам.

Зависимость от населения города

Еще одним встреченным мной вариантом расчета жизни квеста была зависимость от числа жителей города. Предположим, что на каждые 50 000 (цифра с потолка) человек населения города открыто по одному квесту и, отфильтровав только целевую аудиторию по среднему числу посещений, можно вычислить, что основная ее часть пройдет этот квест за 1 год. Можно сделать вывод, что после этого срока квест станет редко посещаться и начнет работать в минус. При таком варианте расчета мы, как данность, должны принять принять то, что все жители города по умолчанию уже знают о существовании квестов и конкретно этого квеста, обязательно сходят в него или не сходят, все квесты одинаковые, независимо от их популярности, тематики, отзывов, компании, сложности, расположения и еще ряда других важных факторов.

Давайте рассмотрим на примере: возьмем два квеста в одном городе. Первый квест «А» известной франшизной сети с хорошей рекламой поддержкой проработал 1 год и за это время его посетило 3 000 человек. Второй квест «Б» не уступает по среднему знаменателю эмоциональности квесту «А», но не так хорошо раскручен, не принадлежит крупной сети и не тратит большой рекламный бюджет на привлечение клиентов, при этом за год его посетило 1 000 человек. Это самая обычная ситуация с рынка. Т.е. во втором случае емкость рынка, как минимум, в три раза больше, но срок жизни квеста уже вышел, пора затевать новую стройку.

Мнение со стороны

Выскажу свое мнение о сроке жизни квеста. Оно простое: «Неизвестно сколько живет один квест, просто потому, что нет такой статистики из-за очень молодого возраста этого рынка и огромного числа факторов, которые влияют на этот показатель». Квесты по формату развлечений часто сравнивают с фильмами в кинотеатре, давайте и мы сравним их для наглядности. Физически все фильмы похожи между собой: вы смотрите их в кинотеатре в удобных креслах с попкорном, продолжительность примерно одинаковая, в районе 2-х часов, есть завязка, кульминация и развязка, звук, спецэффекты, красивые главные герои, все одно и то же. Но один фильм зарабатывает миллионы на кассовых сборах, а другой проваливается в прокате. Один фильм показывают в кинотеатре 2 недели, а другой 2 месяца. С квестами происходит то же самое. Какие-то квесты могут прожить очень долго и быть прибыльными многие годы. Другие по ряду причин не будут популярны у публики и быстро закроются. Все будет зависеть от тематики, подхода, расположения, продвижения, ценовой политики, позиционирования, реализации и, конечно, подходящего момента времени. Добавьте к этому постоянно расширяющуюся целевую аудиторию (увеличение возрастных рамок посетителей квестов в обе стороны, популярность прохождения квестов в командировках и отпусках в других городах) и срок жизни квеста резко расплывается.

Когда перестраивать квест?

В какой момент стоит задуматься о перестройке квеста каждый собственник решает для себя сам, ориентируясь по ситуации. Например, вы снимаете помещение, в котором максимум размещается два квеста. Один становится непопулярным, работает в маленький плюс. Вы находите интересный сюжет и знаете, как небольшими вложениями перестроить квест под другую тематику, которая будет популярна у публики – вы делаете это. Другая ситуация аналогичная, но помещение, которое вы снимаете есть возможность расширить и построить новый квест в отдельной комнате. Вы оставляете существующий квест, т.к. он отбивает аренду этой дополнительной комнаты и строите новый квест, экономя на аренде помещения. Третья ситуация аналогична первой, но вы узнали о новых рекламных источниках, которые ранее не использовали, пересмотрели ценовую политику, запустили масштабную рекламную кампанию и прибыль от квеста увеличилась.

Готового рецепта нет, как нет и ясного срока жизни квеста. Понятно лишь то, что он должен быть, ведь квесты строятся быстрее, чем рождается новое поколение и число потенциальных посетителей ограничено. Но нельзя измерить потенциальный срок жизни квеста только числом людей, будет очень большая погрешность. Поэтому предлагаю просто отказаться от такого понятия, как «срок жизни квеста». Ориентируйтесь на реальные показатели и действуйте по ситуации.

Читайте другие мои статьи, например, как запустить бизнес в сфере квестов.

Вернуться в блог