Электроника в квестах

Мы много пишем о рынке квестов Екатеринбурга, о различных форматах и внутренней кухне квестоделов. А сегодня нам бы хотелось поговорить о «начинке» проектов — самых разных технических устройствах, которые помогают создавать ту самую магию, благодаря которой квесты и пользуются такой большой популярностью. Мы уже написали целую статью, посвященную пультам управления, прочитать ее можно здесь, ну, а в этот раз мы подробно расскажем о самых популярных механизмах, которые чаще всего можно встретить в квестах. 

Магнитные замки 

И первое, что приходит на ум, конечно, электромагнитные замки — сложно представить квест, где бы не применялись эти устройства. Чаще всего, конечно, они служат для того, чтобы открывать и закрывать… да все что угодно! Будь то межкомнатная дверь или ящичек стола. Но давайте по порядку. 

Устройство такого замка, прямо скажем, нехитрое: электромагнит с металлической планкой, который крепится на дверь. Если в магнит поступает ток, открыть дверь можно только применив достаточно резкое усилие, собственно, это одна из причин, почему главное правило практически во всех квестах — не применять грубую физическую силу. Ну а как только команда решает какую-нибудь загадку, электроника проекта это понимает и перестает подавать ток на электромагнит, и вуаля — дверь открывается как по волшебству. Кстати, чтобы добавить эффектности происходящему, довольно часто добавляют пружины, газлифты для мебели, толкатели и даже веревочки с грузиками, которые после отключения магнита толкают дверь. 

Основные достоинства: 

  • Простота конструкции. Чем проще устроен механизм, тем он надежнее. В этом плане электромагнитные замки занимают лидирующие позиции — ломаются они и правда очень и очень редко. 
  • Сила магнита. Электромагниты, в отличие от природных магнитов, обладают большой мощностью — производственным грузозахватом можно поднять и 20-ти тонный груз. Конечно, в квестах магниты небольшие, но и мощности одного такого магнита хватает, чтобы открыть дверь, не решив загадку, было очень проблематично. 

Недостатки: 

  • Зависимость от электричества. Очень редко, но случается и такое, что в силу разных причин в квесте внезапно отключается свет. В общем-то, пары секунд без электричества хватает, чтобы все, что держалось на электрозамках открылось, так что после включения очень важно оперативно заново примагнитить все двери, ну а это, как вы понимаете, может сильно сказаться на качестве игры. 
  • Внешний вид. Электромагнитные замки предполагают открытый монтаж, что может выглядеть неэстетично, в таком случае приходится прилагать дополнительные усилия для их декорирования.

Герконы

Наверное, самые простые устройства в этом списке, которые, тем не менее, открывают большие возможности для самых разных загадок. Так что неудивительно, что найти их можно практически в любом проекте. 

Если не вдаваться в подробности, то герконы — это устройства, изменяющие параметры электрической цепи под действием магнитного поля. Одни из самых классических и примитивных по устройству загадок — расставить предметы по определенным местам, работают именно благодаря герконам. К примеру, по сценарию квеста необходимо поставить на полку, ну, допустим, волшебную книгу. И как только книга оказывается на своем месте, внезапно гаснет свет и медленно открывается дверь в другую комнату… Магия? Магия. Но работает она очень просто. В этом случае, в полку вмонтирован геркон под тем самым местом, куда нужно поставить книгу, в которой уже спрятан магнит. Благодаря геркону, электрическая цепь в спокойном состоянии разомкнута, и, соответственно, ничего не происходит. Но как только книга оказывается на своем месте, магнит действует на геркон, цепь замыкается и по ней начинает идти электрический ток, что запускает уже следующие устройства. Применений у герконов масса — практически все загадки на расстановку предметов устроены именно таким образом. 

Основные достоинства: 

  • Простота. В сравнении с другими вариантами, создать загадку на герконах действительно не очень сложно, бывает, квестоделы, в целях экономии, даже не нанимают электронщика, а справляются сами. 
  • Цена. Стоимость одного геркона колеблется от 20 до 100 рублей, так что основные траты пойдут на создание антуража под загадку, нежели чем на техническую составляющую. 
  • Надежность. По сути, геркон — это два проводка и магнитный материал, спаянные в стеклянном корпусе, так что ломаться тут особо нечему, средний срок службы геркона — 15 лет, конечно, при условии, что на место, куда он вмонтирован не осуществляется механическое воздействие (иначе стеклянная колба может лопнуть, и геркон придет в негодность). Впрочем, довольно часто можно встретить обычные чипированные карточки доступа, вмонтированные в предметы - нанести им повреждения намного сложнее. 

Недостатки: 

  • Простота. По мере развития рынка, техническое оснащение квестов становится все сложнее и сложнее, и герконы на фоне тех же датчиков объема могут слегка «затеряться». Да и для более сложных и интересных загадок герконы могут стать разве что одним из элементов — опытные команды загадками на герконах не удивишь. 
  • Ложные сработки. Конечно, опытные квестостроители учитывают тот факт, что геркон может сработать в силу действия любого магнита, и оформляют загадку таким образом, чтобы решить ее можно было только одним способом (например, под книгу на полке есть специальное углубление, которое подходит только для нее, и поставить туда другой предмет не получится), что исключает возможные ложные срабатывания. Ну, или можно использовать специальные RFID метки - они имеют свой уникальный идентификатор, поэтому срабатывают только на "свой" магнит.
  • Звук. При срабатывании герконы достаточно громко щелкают, а опытные команды могут заметить этот звук, и использовать это как небольшой лайфхак к прохождению.

Датчики света, звука, движения и объема

В современном мире самые разные датчики встречаются нам на каждом шагу: турникеты в метро оснащены датчиками освещения, датчики движения дают сигнал лампочке у подъезда загореться, когда подходит человек… Примеров действительно много, поэтому ничего удивительного, что квестоделы быстро освоили такой полезный прибор. 

Практически все датчики работают по одному принципу: при изменении определенных условий датчик подает электрический сигнал, ну а дальше все зависит от конкретных устройств, к которым он подключен. Например, игрок в квесте заходит в некое помещение, проходя при этом через место действия датчика освещения: его тень буквально на секунду ложится на сенсор, но этого хватает, чтобы датчик послал команду и запустил работу следующих устройств, как вариант, может начать играть звуковая дорожка. Ну или вот датчики объема. Основное их преимущество перед обычным датчиками движения — объекту не обязательно постоянно двигаться, чтобы сенсор его улавливал. Он как бы «запоминает», какого размера объект попал в зону его действия, и пока он оттуда не выйдет, датчик будет работать. В квестах, к примеру, это применяется, когда нужно, чтобы игроки положили определенный предмет в определенное место, причем, в отличие от тех же герконов, как именно будет располагаться объект совершенно неважно.

Основные достоинства: 

  • Широкий спектр применения. Действительно, в квестах с качественными электронными загадками без датчиков практически не обойтись. Нужно, чтобы игроки что-то проговорили или прокричали — поможет датчик звука, необходимо, чтобы загадка работала только когда на нее посветят фонариком — датчик освещения станет незаменим. Границы применения этих устройств зависят только от фантазии создателей проекта. 
  • Надежность. Как ни странно, при довольно сложном внутреннем устройстве, датчики — вещь достаточно надежная. Исходя из своего опыта мы можем сказать, что ломаются они и правда редко. В общем-то, недаром их используют и при обеспечении безопасности в различных системах сигнализаций. 

Недостатки: 

  • Ложные срабатывания. Такое действительно возможно. К примеру, команде нужно было поместить в определенное место один предмет, а поместили они другой, схожий по размерам — в таком случае датчик объема, конечно сработает. Так что есть необходимость перестраховаться и устроить все так, чтобы датчик включался только после решения определенной загадки. 
  • Несработки. Как и с любым другим электронным механизмом, такое, пусть и очень редко, но случается. Вроде и сделано все правильно, а загадка не решается. Правда, обычно достаточно просто повторить то или иное действие, и датчик «одумается» и начнет исправно работать. 

Arduino

Вообще, Arduino — это имя собственное, название компании, которая занимается производством небольших плат с маленьким процессором и памятью, к которой можно подключать практически любые электронные приборы: от лампочек до электрозамков. Но самое главное то, что есть возможность самим задать алгоритм для этих устройств, так что в среде квестоделов Arduino ассоциируется исключительно со средой программирования, то есть способом самостоятельно написать уникальную программу для конкретной загадки. 

Если разобраться, то Arduino дает практически неограниченную свободу для творчества. Постараемся не углубляться в техническую сторону вопроса слишком сильно, но основные моменты расскажем. Для создания качественных и технически сложных загадок алгоритм примерно следующий: покупаете плату или несколько (в зависимости от задачи), пишите или редактируете к ней программу, и… все! Вы сами задали алгоритм, в соответствии с которым процессор будет управлять всеми подключенными к нему устройствами, будь то выключатель или датчик освещения. 

Основные достоинства:

  • Просто. Научиться создавать что-то с помощью Arduino действительно нетрудно. Более того, во многих школах по робототехнике с помощью Arduino дети создают свои первые проекты. Так что при наличии желания и минимальных навыков программирования можно самостоятельно создать полноценную загадку. 
  • Универсально. Arduino позволяет написать уникальную программу для решения практически любых задач, и, что самое важное, тут же ее применить.

Недостатки: 

  • Нужен навык. При наличии навыка работы с этими устройствами есть возможность сделать все самостоятельно, но если времени или желания разбираться с основами программирования нет, то для создания и, в дальнейшем, обслуживания загадки потребуются услуги электронщика. 

Микроконтроллеры 

Микроконтроллер — это микросхема, позволяющая управлять различными электронными устройствами по заданной программе. По сути, это маленький компьютер для более-менее простых задач. Вообще, микроконтроллеры встречаются повсюду и в обычной жизни: стиральные машины, детские игрушки, новогодние гирлянды — все те приборы, которые каким-то образом должны реагировать на определенное совершенное действие. Ну а как именно он будет реагировать, уже зависит от записанной программы. 

К примеру, нужно, чтобы после нажатия игроком на кнопку в квесте внезапно поменялось освещение — микроконтроллер обязательно придет на помощь. важно отметить, что микроконтроллеры являются только одной из частей целой электрической цепи, ну а что вы к нему подключите, зависит только от стоящих перед вами задач. 

Основные достоинства: 

  • Универсальность. Все-таки микроконтроллеры позволяют решать множество самых разных задач, каких именно — зависит от периферийных устройств и заданного кода. Так что в современном и технологичном квесте без него никуда. 
  • Дешево. В сравнении с аналоговыми способами достигнуть нужного результата, микроконтроллеры существенно выигрывают в цене. Конечно, тут все зависит от параметров самого контроллера, к примеру, разница в цене между устройством в детской игрушке и устройством, включающим автополив газона в умном доме будет большая. Но, тем не менее, микроконтроллер — это маленький компьютер с довольно обширным функционалом, так что свои деньги он окупает довольно быстро. 

Недостатки: 

Программирование. Пусть программирование таких устройств и осуществляется на популярных языках, решить какую-нибудь нестандартную задачу без помощи специалиста будет очень проблематично. Помощь с созданием загадки и последующим ее обслуживанием станут дополнительными расходами, что иногда может нивелировать дешевизну самого устройства. 

Диодная подсветка

Диодные ленты широко используются, пожалуй, везде: встретить их можно в офисах, магазинах и даже в квартире. Это действительно достаточно простой и недорогой способ создать эффектную подсветку где бы то ни было.

В квестах, благодаря диодным лентам, можно создавать ощущение опасности и напряжения (к примеру, красный оттенок подсветки) или наоборот, расслабленности и умиротворения (теплые тона) — освещение довольно сильно влияет на общую атмосферу игры, а значит ему нужно уделить особенное внимание. Также можно установить ленту с разными режимами работы, к примеру, она может включаться и выключаться с заданной частотой или менять цвет освещения. Обычно, самый главный нюанс — подсветка должна включаться в определенное время, но в этом помогут устройства, о которых мы писали выше. 

Основные достоинства: 

  • Простота и эффектность. Монтаж диодной ленты несложен, а эффект при результате достаточно сильный. С помощью такой подсветки можно существенно «оживить» атмосферу всего проекта. 
  • Большой выбор. Диодные ленты сегодня продаются на любой вкус, есть возможность выбрать самые разные цвета. Есть даже диоды, светящие в ультрафиолетовом диапазоне. 
  • Безопасность. Диодные ленты, в отличие от ламп накаливания, не нагреваются, а значит могут контактировать и с деревянными поверхностями. Кроме того, низковольтные ленты проводят безопасное для человека напряжение. 
  • Долгий срок работы. Диоды на сегодняшний день — самые надежные осветительные приборы. Перегорают они и правда очень редко. 
  • Гибкость. Благодаря тому, что диоды располагаются на ленте, оформить можно все, что угодно, будь-то ящик стола, потолок или дверной проем. 

Недостатки: 

  • Ограниченная длина. Стандартные диодные ленты, которые способны светиться равномерно, имеют длину, ограниченную 5-10 метрами, что усложняет монтаж при декорировании больших объектов.
  • Высокая стоимость. Диодная подсветка, вообще, удовольствие не из дешевых, а ведь чаще всего на оформление одного объекта уходит далеко не одна лента. 

Из личных наблюдений

На своем опыте мы убедились, что люди, которые имеют хоть какое-то отношение к строительству проектов, во время игры в квест не верят в магию, а все их мысли занимает только: «так, вот здесь должны сработать герконы, так что ставьте предметы ровнее, а вот тут точно стоит датчик освещения, так что нам нужно посветить сюда фонариком» :)

Мы надеемся, что статья была для вас интересной!

Вернуться в блог