Франшиза квестов 5 лет спустя

Квесты пришли в Россию из Азии в 2014 году и за короткий период времени стали очень популярны. Бурный интерес к новой сфере развлечений у населения привлек множество предпринимателей, желающих заработать на «волне». Это привело к бурному росту квестовых франшиз, которые обещали высокую доходность и 6 месяцев окупаемости в то время как сами работали от силы пол года и не имели внятной статистики.

В этой статье поговорим о квестовых франшизах 5 лет спустя и о том, как сейчас зайти на этот рынок и не прогореть.

Расцвет квестовых франшиз

Франшиза квестов

Для начала давайте вспомним, что суть любой франшизы — минимизировать риски выхода на рынок за счет использования готовой бизнес-модели и известного бренда. Применительно к квестам — это:

  • готовые сценарии квестов, которые успешно работают в других городах;
  • сайт с системой бронирования и внутренней CRM-системой работы с клиентами и заявками;
  • настроенные и протестированные рекламные кампании;
  • маркетинговые материалы, фирменный стиль, логотип и все в этом духе;
  • подробные инструкции, описывающие все бизнес-процессы;
  • консультации в вопросах поиска помещения, заключения договоров, проведения ремонта, создания реквизита (или даже продажа готового);
  • возможность открыться под известным брендом.

Такие «бонусы» снимают множество рисков и выглядят убедительно, поэтому с появлением квестовых франшиз в 2015 году их стали покупать как горячие пирожки.

Как правило, чем известнее компания на рынке, тем ее франшиза стоила дороже. В среднем размер паушального взноса колебался в диапазоне от 100 000 до 1 000 000 рублей, а ежемесячный роялти от 5 до 15%. Дополнительно к этому могло быть много ограничений, прописанных в франчайзинговом договоре, например, требования к площади помещения и его расположению, ценовая политика, проверка качества квестов перед запуском на соответствие сетевым стандартам и др. А еще встречались дополнительные условия, например: 1 город = 1 франчайзи.

Но такие ограничения никого не смущали, ведь все франшизы обещали окупаемость за 3-6 месяцев при стартовых затратах 1-2 млн. рублей — идеальный бизнес, не так ли?

Что пошло не так?

В 2016 году примерно половина квестов Екатеринбурга (на тот момент около 30 проектов) работали по франшизам из других городов, а уже в 2018 году в Екатеринбурге осталось только несколько квестов, работающих по франшизе.

Почему так произошло? Все просто: франчайзи столкнулись с реальностью и столкновение это было весьма неприятным. Ниже рассмотрим вероятные причины.

Окупаемость

Окупаемость, рассчитанная во франшизных презентациях, не учитывала бурный рост рынка квестов, а с тем и рост конкуренции, который очень сильно повлиял на цифры. Например, первые квесты «Клаустрофобии» (самой крупной сети квестов в мире), открытые в Москве в 2014 году, действительно окупились за несколько месяцев. Ближайшая запись на игру была свободна только через несколько недель, а конкуренции просто не было. Эти цифры пошли в презентацию для франчайзи, остальные компании их просто скопировали. Но рынок быстро рос, за год появились десятки других квест-компаний, которые разделили его между собой и посещаемость каждого проекта в отдельности сильно снизилась. Однако, почувствовав «вкус» от продажи франшиз, их владельцы не придали этому должного значения, спрос на франшизы держался на инерции, локации открывались как грибы по всей стране. Но через полгода обещанной окупаемости многие не достигли, а некоторые поняли, что даже близко к ней не приблизились.

Работа с франчайзи

Дополнительно к этому, быстрорастущие сетевые компании плохо подготовились к резкому расширению: не сформировали адекватные отделы для поддержки франчайзи, не успели адаптировать и качественно прописать техническую составляющую работающих сценариев, не успевали вовремя запускать новые квесты на сайтах и отслеживать качество строящихся локаций. Например, «Клаустрофобия» больше года не выставляла счета для оплаты роялти. И таких примеров было очень много.

Известность бренда

Популярность компании в одном регионе не гарантирует ее популярности в другом. Если вы первый франчайзи в своем городе, то чего точно не стоит ждать от франшизы, так это клиентов. Их придется искать самостоятельно.

Пассивный доход

Большинство франшиз изначально позиционировались как бизнес с пассивным доходом, в котором собственнику не нужно принимать активное участие. На деле оказалось не так. Сложная техническая составляющая, большая конкуренция, отсутствие готовых кадров, ярко выраженная сезонность, текучка персонала — все это требовало постоянного внимания и 100% занятости собственника. Если учесть низкую маржинальность этого бизнеса, то часто оказывалось выгоднее работать по найму и не нести рисков, получая стабильную зарплату, чем работать без выходных и получать меньшую прибыль со своих квестов.

Разные города = разные рынки

Копирование квестов и рекламных кампаний из одного города в другой не всегда было эффективным. Каждый город со своими особенностями, своим уровнем популярности квестов, своими лидерами рынка, средним чеком, предпочтениями клиентов и даже своими ставками в контекстной рекламе. Загрузка одинаковых квестов в разных городах с идентичным числом жителей могла отличаться в два раза.

Яркий пример: «Киндер Квест», который быстро снискал популярность в Новосибирске, разместив обзоры на популярных форумах «для мам». Аналогичная история в Екатеринбурге не вызвала бурный интерес и проект быстро закрылся, проработав всего несколько месяцев. Владелец потерял несколько миллионов рублей и много времени впустую.

Итог

К 2017 году чаша недовольства франшизами переполнилась — произошел всеобщий «бунт» франчайзи, причем в большинстве сетевых компаний. Ярким примером является все та же «Клаустрофобия»: из более чем 15 квестов в Екатеринбурге не осталось ни одного, работающего под этим брендом, некогда лидером нашего города. И эта история повторилась по всей стране — сеть этой компании за год сократилась в три раза.

Вот примерный список франшизных сетей, которые потерпели неудачу в Екатеринбурге:

  • Выйти из комнаты, Казань (1 локация, 2 квеста);
  • Интуиция (1 локация, 2 квеста);
  • Клаустрофобия, Москва (5 локаций, 17 квестов);
  • QuestQuest, Новосибирск (1 локация, 2 квеста);
  • Киндер Квест, Новосибирск (1 локация, 2 квеста);
  • Шерлок, Москва (2 локации, 3 квеста);
  • Lost, Пермь (2 локации, 4 квеста и 2 перфоманса).

К 2018 году в Екатеринбурге остались только местные игроки. Но рынок квестов продолжил жить и развиваться, на смену франшиз пришли партнерские сети. Что это такое, и в чем отличие от франшиз, поговорим ниже.

Партнерские сети квестов

Простыми словами — это симбиоз квестов, объединенных под крылом управляющей компании, которая снискала популярность в конкретном регионе.

Допустим, вы только планируете строить квест или у вас уже есть несколько собственных квестов, но нет ресурсов на дорогостоящую рекламу. Вы можете присоединиться к другой квест-компании из своего региона, которая уже заслужила признание аудитории и располагает большой клиентской базой. За счет ваших проектов компания расширит зону своего влияния на рынке квестов, а вы снимете все вопросы по привлечению клиентов в свои проекты.

Между партнерами заключается договор, согласно которому также платится установленный процент с выручки или прибыли за использование бренда и ваш проект становится его частью. Паушального взноса, как правило, нет. В отличие от франшизы, владелец партнерского квеста может не принимать участие в «раскрутке» своего проекта, поиске новых клиентов и организации работы — все это может взять на себя управляющая компания, которая уже имеет нужный персонал и накопленный опыт работы именно в вашем городе. Таким образом, бизнес действительно может превратиться в пассивный доход.

Как выбрать компанию-партнера

Тут все просто — стоит отдавать предпочтение крупным развивающимся компаниям с высоким показателем лояльности, который можно проверить по отзывам. Сетевой трафик является одним из важнейших преимуществ управляющей компании — команда, побывавшая на одном из квестов компании, и получившая позитивный опыт, с большой долей вероятности захочет посетить и другие квесты данной сети.

Если компания постоянно развивается, строит новые квесты, проявляет активность на рынке, имеет свою систему лояльности — это тоже хорошие признаки. Значит в ней есть люди, которые занимаются развитием и в ближайшее время компания не закроется.

Не стоит забывать, что физическое присутствие управляющей компании в вашем городе позволит передать управление локацией в надежные руки на взаимовыгодных условиях. Как правило, у сетевой компании уже есть необходимый персонал и выстроены все процессы, а значит стоимость обслуживания квестов будет оптимальной, а расходы на персонал будут ниже, чем найм и обучение собственных сотрудников. На наш взгляд, в надежной управляющей компании должны быть отлажены следующие процессы:

  • подбор и подготовка операторов;
  • технический контроль и устранение поломок квестов;
  • работа с обращениями клиентов, заявками и отзывами;
  • ведение рекламных кампаний, запуск акций и другая работа по привлечению клиентов и работе с существующей клиентской базой;
  • обновление сайта и ведение групп в социальных сетях.

Таким ребятам действительно можно передать квесты под полное управление и не заниматься операционной деятельностью, получая пассивный доход.

Именно эти преимущества стали решающими: сегодня все больше владельцев квест-румов заключают партнерские договора и переходят под управление крупных и надежных местных управляющих компаний. Это происходит повсеместно. Например, в 2017 году та же «Клаустрофобия» объявила партнерскую программу для квестов Москвы, где все еще остается (и желаем им, чтобы так и продолжалось) лидером рынка.

Партнерская программа «Локап»

Естественно, мы не можем не упомянуть в этой статье про нашу партнерскую программу для Екатеринбурга. Мы давно работаем по такой схеме и часть наших проектов находится в партнерстве. На сегодняшний день (весна 2019 года) «Локап» является самой крупной сетью квестов Екатеринбурга (16 квестов, 21 сюжет, 7 адресов). Все наши проекты были и остаются прибыльными, при этом сами партнеры практически не принимают участия в жизни своих квестов, а занимаются своими делами.

Мы всегда открыты для диалога, но к выбору новых партнеров относимся очень избирательно, ведь нам важно удерживать заданную планку, в том числе по качеству проектов. Поэтому нам самим интереснее строить партнерские проекты с нуля, чем дорабатывать уже существующие.

Если вы задумались вложить средства в строительство собственного квеста — напишите нам на почту: mail@lokap.ru, мы расскажем, как это можно устроить и каких цифр стоит ждать от этого бизнеса.

Вернуться в блог