Тот факт, что квесты никогда не открываются вовремя, уже давно стал поводом для многочисленных шуток. На самом деле, мы не знаем ни одного проекта в Екатеринбурге, который бы построили и запустили точно в срок. Так что если дата открытия назначена на сентябрь, то смело можно предполагать, что откроется квест к июню.
Но почему так происходит? Давайте разбираться.
Итак, что нужно, чтобы назвать хотя бы приблизительную дату выхода проекта? Конечно, первое, от чего разумно отталкиваться — это план предстоящих работ. И на этом этапе возникает проблема.
Большинство квестоделов берут первый срок с потолка. Чаще всего звучит цифра «3 месяца». Во-первых, просто потому, что это звучит правдоподобно. Срок немаленький, и кажется, что этого вполне достаточно, чтобы что-то построить. Ну, а во-вторых, именно 3 месяца — это максимальный срок арендных каникул, на который можно договориться с большинством арендодателей.
Но как рассчитать реальный срок строительства квеста? Не сказать, что это невозможно, но технически трудновыполнимо. Квест — это сложный проект, требующий участия разноплановых специалистов: от черновых строителей, которые будут заливать полы, до опытных электронщиков, работающих с загадками. Более того, работать они должны сообща, как одна команда. И в силу разных причин, бригад, занимающихся постройкой квеста «под ключ», либо очень мало (в крупных городах), либо вообще нет. Так что для решения каждой из множества нестандартных технических задач требуется затратить довольно большое количество времени на координацию специалистов.
Планирование сроков значительно упрощается при наличии технического сценария. Под техническим сценарием мы подразумеваем детальное описание внутреннего устройства квеста и его загадок. Сюда входит перечень используемых материалов, чертежи механизмов, схема электрики и так далее. Кроме того, немаловажно учитывать ситуацию на рынке и суметь под нее подстроиться, чтобы проект не только не отставал по техническим характеристикам, но и смог удовлетворить спрос клиентов (подробнее о развитии рынка квестов мы писали в этой статье). Но остается ряд работ, прописать которые в подобном формате практически невозможно. К примеру, антураж и декорирование. Все-таки это творческие задачи, и рассчитать, сколько времени уйдет на оформление какой-либо из комнат, довольно сложно.
На наш взгляд, самый правдоподобный выход из этой ситуации - выполнять декорирование параллельно с техническими работами, а не на последнем этапе строительства, как это обычно происходит. В таком случае, различные непредвиденные обстоятельства не потребуют дополнительного времени на финишной прямой.
В идеале, за каждую задачу, стоящую перед квестоделами, должен отвечать отдельный человек. Но тут все упирается в финансы. Нанять большую команду для постройки одного проекта для рядового квест-рума — что-то из ряда фантастики. В результате экономии на отдельных подрядчиках много мелких разноплановых задач сваливаются на плечи одного человека. А он физически ограничен временем и ресурсами.
Даже при наличии ресурсов и большой команды специалистов, нужен грамотный менеджер, который займется организацией работы и координацией действий всех участников процесса. Готовых специалистов такого плана на рынке также нет, а, значит, эту роль будет выполнять сам владелец. Отсутствие опыта непременно приведет к ошибкам, и срок опять затянется.
В предыдущих статьях мы уже рассказывали про прибыль с квестов в Екатеринбурге. Если вкратце, то она невысокая. И это, на самом деле, краеугольный камень, который склоняет компанию к политике экономии. Экономят все и на всём. Даже крупные игроки рынка, у которых есть бюджет, не могут позволить себе быстро открыть проект, и на строительство уходит по 6-8 месяцев. Что уж тут говорить о более мелких квест-румах. Конечно, если над квестом будут круглосуточно работать две-три квалифицированные команды, разбившись на смены, а все нужные материалы будут подвозиться вовремя, то стройка займет намного меньше времени. Вот только проект, построенный таким образом, рискует никогда не окупиться.
Практика показывает, что правильно рассчитать время только на основании списка всех необходимых работ попросту невозможно. Ведь до начала строительства, неизвестно, какие дополнительные задачи появятся, и сколько времени потребуется для их решения. Именно поэтому необходимо заранее учитывать все риски и закладывать дополнительное время на решение непредвиденных проблем. Опыт подсказывает, что оптимальным выбором будет увеличение срока примерно в два раза. То есть, если изначально планируется уложить строительство квеста в 3 месяца, то все работы, которые возможно спланировать, должны быть выполнены в течение 1,5 месяцев.
Давайте рассмотрим конкретную ситуацию на примере установки 13 видеокамер в наш уже закрывшийся недавно проект «Зомби». Вот как выглядел процесс на бумаге:
Эти процессы выглядят понятно, их вполне можно запланировать и расписать по времени. Для протяжки проводки найдем бригаду, на подключение позовем электрика. С первого взгляда никаких трудностей. Они начинаются при переходе от плана к действиям.
Вот что мы не учли в плане заранее:
Неплохо так отклонились от плана, правда? Срок по этой задаче мы превысили в два раза, а стоимость выросла на 30%. И это пример только одного, далеко не самого энергоемкого процесса. Как вы понимаете, при строительстве подобные задачи исчисляются десятками, если не сотнями.
Зачастую для квеста требуется создание какого-нибудь уникального элемента. Причем необходимо учесть, что выполнен он должен быть из износостойкого материала: металл, пластик, дерево, оргстекло, силикон и так далее. Такие вещи обычно сложны в изготовлении и заказываются на производствах. Процесс выглядит примерно так: все начинается с эскиза, далее следует проработка макета, затем изготавливается прототип или, иногда, сразу конечный вариант элемента. При этом задействуются внешние ресурсы: специалисты на производствах или отдельные фирмы, работу и загрузку которых также надо учесть при планировании.
Давайте рассмотрим вариант, когда квестоделы делегируют основные процессы сторонним компаниям. К примеру, установку того же видеонаблюдения, создание электроники и бутафории можно отдать на аутсорсинг, ограничив свои функции только авторским контролем.
Таким образом, за дополнительные деньги появляется возможность снять с себя часть ответственности, но ускорит ли это процесс создания нового проекта? Практика показывает, что нет.
Так как рынок квестов еще сравнительно молод, профессиональных бригад, способных быстро и качественно построить квест, попросту не хватает. На деле даже сработанные команды строителей сталкиваются с такими же нестандартными для себя задачами, просто имеют чуть больше опыта в их решении.
Хорошие электронщики и бутафоры за адекватную цену - на вес золота. Как правило, они берутся сразу за несколько заказов и работают по принципу “кто больше платит” или “кому больше надо”. Более того, для многих из них, строительство квеста — просто подработка. А значит риск растянутых сроков снова возрастает, ведь если что-то пойдет не так, переделывать придется уже своими силами. Эта проблема встает особенно остро, когда дело касается электроники: бывает намного проще создать что-то с нуля, чем разбираться в чужой системе.
Аутсорсинг бывает очень удобным, но нужно иметь ввиду, что при сотрудничестве с подрядчиком, у которого за плечами 5-6 проектов, не нужно рассчитывать, что все пройдет гладко. Кроме того, лучше узнать, были ли соблюдены сроки у собственников предыдущих проектов — опыт строительства пяти квестов не дает гарантии отработанных процессов. Во всяком случае, практика показывает, что аутсорсинг не гарантирует ускорения строительства.
Надо точно знать, что строить. Серьезно. В идеале иметь опыт постройки аналогичного проекта. Самый простой вариант - купить сценарий квеста из другого города или копию квеста со всем реквизитом «под ключ». Такой способ позволяет избежать сразу несколько проблем:
Конечно, построить копию какого-нибудь проекта намного проще, чем воздвигать его «с нуля», но нужно учесть, что такой подход лишает квест уникальности.
Создание нового продукта подразумевает столкновение с большим количеством абсолютно незнакомых ранее процессов. А недостаток опыта неизбежно приведет к ошибкам при планировании сроков и затрат, что увеличит время строительства и предполагаемые расходы примерно в два раза.
Нужно просто иметь это ввиду и не бояться решать даже самые трудные задачи. При правильном подходе к делу создать хороший квест за разумные сроки вполне реально, в этом мы убедились на собственном опыте.
Спасибо.
Квест забронирован на ваше имя, подробности мы отправили вам на почту. Скоро
вас ждут новые эмоции и это здорово! Приходите за 10 минут до начала игры. Будем вам рады.
Спасибо.
Заявка отправлена нашему менеджеру. Скоро он свяжется с вами, чтобы
обсудить подробности. Хорошего дня!
Спасибо.
Мы ответим Вам в ближайшее время.
Спасибо.
Вы узнаете первыми о новом квесте.
Спасибо.
Вы узнаете об открытии в числе первых!
Бажова, 68
Квесты: Минотавр, Легенда о сокровищах, Искатели приключений, Пила, Заложники, Побег, Весёлый побег
Малышева, 36
Квесты: Таинственный замок, Эксперимент
Чекистов, 5
Квесты: Сумасшедший фотограф, Секретные материалы,
Казино «Син Сити», Воображариум, Дело о пришельце
Прониной, 25
Проект: Прятки, Прятки Kids