Большинство предпринимателей рассматривают квест как актив, который можно продать в любой момент, даже если “не взлетит”. В этой статье поговорим о ситуации с продажей квестов как бизнеса на примере рынка Екатеринбурга.
Статья написана в далеком 2017 году, но к середине 2018 года ситуация не изменилась, разве что тенденция продажи проектов сместилась в сторону просто их закрытия, что только подтверждает заголовок этой статьи.
Полгода назад на Авито на продажу стабильно выставлялось по 4 проекта в месяц. Сейчас в продаже представлено 8 квест-румов, по факту продается еще несколько, что в сумме составляет примерно 20% от всего рынка квестов Екатеринбурга. Т.е. пятая часть рынка продается. Много это или мало - судите сами. Я считаю это закономерностью, связанной с естественным оздоровлением рынка, очищением от некачественного продукта. Волна популярности спала - слабые игроки не выдерживают конкуренции.
Все проекты, которые выставляют на продажу, можно разделить на три типа:
Все три типа продажи нередко встречаются в Екатеринбурге. Особенно активно в последнее время на продажу выставляют фрашизные проекты. За последние полгода среди объявлений можно было встретить такие знакомые сердцу названия как: “Выход”, “Выйти из комнаты”, “Интуиция”, “QuestQuest”.
Обратите внимание, что все три перечисленных варианта не представляют никакого интереса для потенциального покупателя, т.е. большинство продающихся квест-румов, как бизнес, никому не нужны.
Давайте начистоту: “Вы продаете бизнес - значит с ним что-то не так”. Самая распространенная причина продажи - это конфликт ожиданий и реальности. Перед постройкой квеста многие предприниматели делают фатальные ошибки в расчетах: сроков стройки, будущей загрузки, необходимого рекламного бюджета и т.п.. Кроме того, никто не учитывает скорость развития рынка, а она бешеная. Например, год назад квестов было в 2 раза меньше! Таким образом, если вы решили строить квест сейчас - рассчитывайте, что к тому времени, как вы его откроете, конкуренция будет гораздо жестче, чем сегодня, и денег на рекламу надо будет тратить больше. Это факт, который нужно учитывать, если вы настроены серьезно.
По итогу на практике цифры получаются совсем другие. Загрузка в 30-40 игр в месяц с трудом отбивает затраты на аренду помещения, уборку, интернет, бухгалтерию, чай с печеньками, оператора, рекламу. Суеты много, а денег мало.
Правда такова, что вы никогда не продадите квест за ту цену, за которую хотите. Исключения, конечно, имеют место быть, но сейчас мы говорим об общей тенденции, в частности, на рынке Екатеринбурга. Я общался со многими квестерами, которые продают свои проекты. И почти все из них называют сумму, потраченную на запуск в качестве аргумента, оправдывающего цену: “В строительство локации я вложил 1 000 000 (подставьте любую цифру) рублей”.
А потенциального покупателя, откровенно говоря, не волнует сколько денег вы вложили в ремонт подвала и электронику. Если покупатель не дурак - он будет смотреть только на бизнес-показатели, такие как чистая прибыль, средний чек, затраты за последний год (бизнес сезонный, так что статистика за год будет показательной). Причем эти цифры должны подтверждаться документально.
Есть примеры, когда при стартовых вложениях в 1 000 000 р. сам квест работает в минус или в ноль, не принося своим владельцам никакой прибыли. Отгадайте, какова ценность такого бизнеса для потенциального покупателя? Правильно, она равна нулю. Другими словами - такой бизнес ничего не стоит. Горько? Обидно? Да, вы потратили на него свой личный лям и полгода жизни, но в сухом остатке за это никто не заплатит. Нужно было думать раньше.
Остается еще вариант продажи “на дурачка”: “Выставлю за столько - вдруг кто-нибудь купит, не задумываясь?”. Дело в том, что у таких покупателей есть определенная ценовая планка. Она держится на уровне 100-200 тыс. рублей. Это те деньги, которые не жалко потратить, чтобы стать владельцем собственного бизнеса.
Тогда как определить реальную цену своего квест-рума? Я предлагаю назначать цену вашего квестового бизнеса по стандартной схеме: Цена продажи = чистая прибыль за последние шесть месяцев/1 год (в зависимости от жадности и потребности в быстрой продаже). И эта цифра не конечная, а скорее стартовая для начала диалога с потенциальным покупателем. Например, ваш квест приносит 30 000 р. чистой прибыли в месяц. Значит цена на него колеблется от 180 000 до 360 000 рублей. Кто-то скажет: “Да у меня один манекен стоит 100 000 рублей”. Дак вы и продавайте манекен, а еще стол, на котором он лежит, видеокамеры, мониторы, мебель и все, что останется. В автомобильном мире это называется “пустить в разбор”. Возможно выйдет даже выгоднее, чем целиком. Но это не имеет ничего общего с продажей готового бизнеса.
Чтобы продать квест-рум, надо понимать, кто будет заинтересован его купить. Основные покупатели - это другие квест-компании, схожие с вами по уровню качества продукта. Основная цель таких компаний - расширение охвата и ваша клиентская база. Вам даже не обязательно продаваться, возможно, стоит зайти под другой бренд и стать партнером крупной сети, обменяв часть прибыли на снятие с себя обязательств по привлечению клиентов. Кстати, если ваш квест не намертво привязан к помещению - не ограничивайте себя одним городом. Возможно, его продажа заинтересует квестеров из других городов, ведь квест можно перевезти и такие сделки встречаются на рынке.
Вторая каста потенциальных покупателей - это молодые предприниматели, которые хотят открыть свой бизнес в сфере квестов, но не хотят терять время на строительство проекта с нуля. Таким был я год назад, но, оглядываясь в прошлое, никому не пожелаю идти таким путем. Да, это сэкономило мне 6 месяцев, но вместе с чужим бизнесом я приобрел чужие проблемы: чужое позиционирование, чужие риски, чужие обязательства и то знание о бренде, которое успел заработать предыдущий собственник. И, поверьте, избавление от этого багажа - тот еще геморрой.
Я имею опыт покупки работающего квест-рума, а также опыт консультирования в нескольких успешных сделках на этом рынке. Регулярно я принимаю участие в обсуждениях условий продажи различных проектов, и вот на какие вещи обращаю пристальное внимание:
Если вы задумываетесь о продаже своего квест-рума - прочитайте эти советы, возможно, они помогут вам быстрее заключить сделку:
Чем прозрачнее будет ваш бизнес для потенциального покупателя - тем больше вероятность продажи...
Если, отвечая на эти вопросы, вы понимаете, что хотите что-то скрыть от потенциального покупателя - скорее всего, вы продаете кота в мешке. Тут остается три варианта:
Если вы решили строить бизнес в сфере квестов - не надейтесь продать его по себестоимости через полгода. С вероятностью 99% его никто не купит. Риски вложений в квесты - это только ваши риски, примите их или не начинайте.
Спасибо.
Квест забронирован на ваше имя, подробности мы отправили вам на почту. Скоро
вас ждут новые эмоции и это здорово! Приходите за 10 минут до начала игры. Будем вам рады.
Спасибо.
Заявка отправлена нашему менеджеру. Скоро он свяжется с вами, чтобы
обсудить подробности. Хорошего дня!
Спасибо.
Мы ответим Вам в ближайшее время.
Спасибо.
Вы узнаете первыми о новом квесте.
Спасибо.
Вы узнаете об открытии в числе первых!
Бажова, 68
Квесты: Минотавр, Легенда о сокровищах, Искатели приключений, Пила, Заложники, Побег, Весёлый побег
Малышева, 36
Квесты: Таинственный замок, Эксперимент
Чекистов, 5
Квесты: Сумасшедший фотограф, Секретные материалы,
Казино «Син Сити», Воображариум, Дело о пришельце
Прониной, 25
Проект: Прятки, Прятки Kids