Настало время посвятить отдельную статью этому направлению квестового мира.
Если не вдаваться в нюансы, то перфоманс - это представление с участием актеров, максимально приближенное к реальности.
На самом деле, это - два абсолютно разных вида досуга, в которых непросто разобраться. Квест предполагает акцент на логику, перфоманс - на чувства, эмоции. Все отличия перфомансов от квестов вытекают из значения самого слова "перфоманс" (переводится как “представление”), и направлены на то, чтобы заставить игроков поверить в реальность происходящего и испытать яркие эмоции. Рассмотрим основные особенности перфомансов, отличающие их от квестов:
Конечно, есть проекты, которые совмещают в себе элементы и квеста и перфоманса, но в целом описанные отличия присущи почти всем проектам на рынке. Ниже разберем каждый пункт в подробностях.
В отличие от квеста, где актер выступает ярким дополнением картины происходящего, перфоманс не может существовать без актера по определению. Кроме того, актеры в квестах часто выполняют поверхностную роль “пугалки”, выскакивая из-за угла в неожиданный момент. Особого мастерства для подобных проектов не требуется, чаще всего в роли актера выступает сам оператор квеста или любой другой человек без специального образования.
В перфомансах дело обстоит иначе, от актеров зависит буквально все. Здесь погружение значительно глубже, а роль актера - куда весомее. Он будет рядом с вами на протяжении минимум половины игры. С ним (или с ними) придется взаимодействовать, общаться (не всегда) и наблюдать за действиями, искать подвох - и не находить (или находить, тут уж как пойдет). Поэтому для работы в перфомансе нужны обученные, артистичные люди, умеющие вживаться в образ, и, что особенно важно, подходящие по физическим параметрам отведенной роли - каждый встречный с такой задачей уже не справится.
Часто в перфомансе играют несколько актеров, а взаимодействие между ними реализовано в виде ярких эмоциональных сцен, которые усиливают составляющую “представления”.
В квесте есть четкий сюжет. Как правило, решение следующего задания зависит от предыдущего, и игрокам остается только следовать по сюжетной линии. Нелинейность может присутствовать, но она тоже жестко ограничена загадками.
Перфоманс, напротив, сильно зависит от человеческого фактора. Реакцию игроков никогда не удастся предсказать на 100%. Кроме того, жесткий сценарий может испортить атмосферу, поэтому развитие сюжета частично зависит от выбора, который делает команда в ходе игры, и не один раз. Существование вариантов развития сюжетного действия добавляет истории реалистичности - и в игру хочется погрузиться с головой. По факту в перфомансе есть точка А (начало игры) и есть точка Б (финальное действие, которое должна выполнить команда). Все, что происходит между двумя этими моментами, - индивидуально, зависит от команды в целом и каждого игрока в частности. Это еще одна причина, по которой перфомансу нужен настоящий актер: часто приходится импровизировать, не выходя из роли, а умеют это немногие.
В итоге создается полное впечатление, что ты совершаешь каждое действие не сообразно с предписанием сценария, а следуя решению, которое принял САМ! И это очень крутое чувство, которого не испытаешь в классических квестах.
Как правило, сложные логические загадки не реалистичны, и уже по этой причине они не встретятся вам в перфомансе, иначе атмосфера реальности происходящего быстро сойдет на нет. Кроме того, качественному представлению нужна динамика, а загадки ее прилично тормозят.
Это не значит, что все действо пройдет под девизом “Бери, прячься, беги”. Вполне вероятно, что задания вам встретятся, но не потребуют большого количества времени на решение. Если вам нужно открыть замок - ключ будет лежать на естественном для себя месте, например, на столе. Если вам предстоит набрать код - он не будет зашифрован, а просто где-то записан и полностью обыгран по легенде. В перфомансе вам могут встретиться и “бытовые” задачи, которые решаются максимально естественным образом. Как в реальной жизни.
И конечно: в перфомансе нет подсказок. Вообще ничего, что может "выбить" из истории.
Так как загадок, тормозящих игровой процесс, практически нет, а основная задача перфоманса - это максимально яркие эмоции игроков, для развития событий нужны перемещения, много перемещений. Из этого вытекает и необходимость большой площади для подобных проектов. Относительно большой, конечно. Размер среднего перфоманса - от 100 кв.м. против площади среднего квеста - 35 кв. м., т.е. минимум в три раза больше, чем квест.
Такая внушительная игровая зона нужна, чтобы выдержать тайминг и насытить проект действиями. В перфомансе вполне естественно проходить одни и те же комнаты по нескольку раз. НО! Направления, цели и динамика этих перемещений могут быть абсолютно разными.
В квестах, как правило, очень мало неигровых предметов: все что не играет, скорее всего, намертво приколочено, приклеено или прикручено. Но антураж перфомансов совсем не такой. Его цель - представить локацию так, как будто это не игровая площадка, а обычная обстановка реального помещения: жилища маньяка, бункера, лаборатории, больницы и т.д. Каждое помещение должно создавать ощущение достоверности, каждый предмет в комнате - стоять на своем месте. Испачканные стены, тикающие часы, недопитый кофе, вчерашний суп в раковине, грязное полотенце, включенный холодильник, текущая из крана вода: у игроков не останется сомнений, что это все - настоящее.
Чтобы представление оставило больше впечатлений, зачастую создатели перфомансов используют различные спецэффекты: музыку, свет, запахи, дым-машины и прочее. Все эти эффекты в совокупности с театрализованными сценами дарят очень сильные эмоции и заставляют переживать предложенную историю, как если бы все происходило на самом деле.
Когда с отличиями перфомансов от квестов мы немного разобрались, давайте поговорим об инфраструктуре понятия "перфоманс" и связанными с ней стереотипами.
Перфоманс задумывался как новая ступень развития квест-индустрии - еще глубже погружение, еще сильнее эмоции. Но на деле квесты не сдались. Интеллектуальный досуг плотно вошел в нашу жизнь, и перфомансы перешли в разряд отдельного направления этой индустрии, у которого появились свои поклонники.
Одной из первых компаний, воплотивших в жизнь проект с такой философией была “Клаустрофобия” с нашумевшим “Коллекционером” в Москве в конце 2014 года (сейчас проект закрыт). С тех пор понятие “перфоманс” стало очень популярным в российской квест-индустрии. Идею подхватили многие квестоделы - и перфомансы начали активно развиваться в нашей столице (чего нельзя сказать о регионах, где многие до сих пор не слышали о таком виде эмоционального досуга).
Однако, если в названии проекта стоит слово “перфоманс”, это еще не говорит об “особой” философии проекта. Многие квестоделы стали называть свои проекты "перфомансами" или "квестами с элементами перфоманса", чтобы привлечь к себе дополнительное внимание. На практике чаще всего это обычные квесты с “живым присутствием” (как правило, в виде неожиданных "пугалок"), но по факту большинство таких проектов не имеет ничего общего с глобальной задумкой перфоманса как полноценного театрализованного действия.
Большинство перфомансов действительно страшные, и этому есть объяснение. Логика здесь предельно проста: инстинктивные страхи живут в каждом из нас. Их легко пробудить с помощью общепринятых стереотипов, вколоченных в нас с детства: маньяки, темнота, оружие, кровь, болезнь, тревога и т.д. Создать такую атмосферу несложно. Мгновенный страх заставляет наш организм вырабатывать адреналин в огромном количестве, происходит эмоциональный взрыв. Он откладывается в нашей памяти как очень яркое впечатление, которое может даже стать самым сильным в жизни или хотя бы в текущем году. Все очень индивидуально, главное - позволить себе погрузиться в эту атмосферу и поверить в происходящее!
Но на рынке постепенно появляются и нестрашные сюжетные перфомансы, посетить которые просто прикольно. Это может быть цирк, психушка, тюрьма и другие приключения.
Кто-то в этом месте подумает: “Ну наконец-то: почему он пишет "перфоманс" неправильно?”. Дело в том, что среди квестоделов и квестоманов существует много споров по поводу правильного написания этого слова. Нужна ли вторая буква “р”? В оригинальном английском написании да и в Википедии эта буква есть, но она не произносится. Лично я с недавних пор перешел на сторону тех, кто считает, что это слово адаптировалось в русском языке (пора уже!) и написание без второй “р” не считается ошибкой. Мы все равно к этому придем. Кто-то со мной не согласится, это нормально, я не отстаиваю свою правоту, а просто излагаю свое мнение на этот счет.
Вопрос, который волнует многих: сходить интересно, но цена отпугивает. Хочется понять, за что отдавать 4 000 р. После посещения пары-тройки квестов, которые именуют себя перфомансами, но таковыми не являются, недоумение только возрастает, а вопрос становится особо актуальным. Давайте разбираться, откуда берется разница в цене между квестами и перфомансами.
Ценообразование формируют создатели квестов и перфомансов, которым объяснить высокую стоимость довольно легко: большая площадь перфоманса увеличивает затраты на аренду помещения в несколько раз. Работу актеров тоже нужно оплачивать: например, в проекте с двумя актерами, где задействован еще и оператор, затраты на персонал увеличиваются в три раза по сравнению с квестом. Стоимость самого проекта зачастую превышает расходы на строительство классического квеста из-за большой площади, дорогих декораций и спецэффектов: отсюда выше ожидания окупаемости и заложенная в цену маржа.
Получается, что со стороны квестоделов цена вполне оправданна. Но как обстоят дела в отношении клиента? Получит ли он больше эмоций и удовольствия, чем в квесте, за более высокую плату?
Если мы говорим о полноценном перфомансе - конечно, да! Это совсем другие эмоции. После своего первого перфоманса я подумал, что в обычные квесты больше не вернусь: там нечего ловить. Настолько были сильны эмоции от пережитого. Хотелось сразу же повторить (и это после 60+ квестов за плечами!). По ощущениям это сравнимо с сильным выплеском адреналина на концерте любимой группы. При цене 1 000 р. на человека - это вполне доступное развлечение, которое может позволить себе раз в месяц любой желающий.
Чтобы оценить ситуацию со всех сторон, давайте посмотрим за пределы Екатеринбурга. Например, в Москве, которая и задала общепринятые стандарты ценообразования, средняя стоимость игры в квесте составляет 3 000 р., в перфомансе - 6 000 р. Разница в два раза. При этом количество игр в некоторых перфомансах “в среднем по больнице” не уступает количеству игр в квестах, а иногда и превосходит его.
В регионах дела с разницей в ценах обстоят похожим образом. В нашем родном Екатеринбурге средняя стоимость квеста составляет 2 000 р., а перфоманса 3 500 р. Отличие примерно в те же два раза. Однако загрузка перфомансов в Екатеринбурге пока серьезно отстает от Москвы: этот вид досуга еще не оценили по достоинству. Но я верю, что все еще впереди.
Второй по значимости после цен барьер - это страх перед актерами. Здесь стоит рассказать про такие понятия, как "контактная" и "бесконтактная" игра, а также режимы игры для "контактных" перфомансов. "Контактом" принято называть физические действия, которые совершают актеры по отношению к игрокам для реалистичности сюжета.
Есть перфомансы "бесконтактные", в которых вас никто не будет трогать, кусать, хватать. Например, наш проект "Зомби" - это бесконтактный перфоманс, здесь вам ничего не угрожает, кроме вашего воображения.
Есть контактные перфомансы - где актеры, играя свою роль, могут касаться игроков (схватить, потянуть, толкнуть и т.п.). Естественно, игроки оказывать сопротивления актерам не могут, об этом вас обязательно предупредят перед игрой. Также организаторы могут предложить выбрать режим игры по типу: "лайт", "стандарт", "хард" или даже "супер хард". Тут каждый выбирает, что больше нравится - вкусы у всех разные. Те, кто любит острые ощущения, выбирают последний вариант. Если вы сомневаетесь - для начала выбирайте тот, что попроще. Самое главное - помните, что даже в самом суровом режиме вся ответственность за вашу безопасность лежит на организаторах игры.
Этот обзор написан в мае 2017 года и отредактирован в августе 2018 года.
Если говорить о полноценных перфомансах, т.е. о проектах, за развитие сюжета в которых отвечают актеры, то их в Екатеринбурге немного. Мы не будем давать оценку качеству проектов - это задача специализированных порталов-агрегаторов и независимых экспертов. Мы просто расскажем, какие перфомансы есть в Екатеринбурге и о чем они:
В этом списке мы намеренно не упоминали квесты с актерами, чтобы сделать акцент на отличии форматов. Но кому интересно - о них можно прочитать в другой статье нашего блога "Квесты с актерами в Екатеринбурге".
Направление перфомансов в Екатеринбурге не взлетело, несмотря на популярность этих проектов в Москве и Санкт-Петербурге. Может быть пока, а может и совсем. Публика у нас совсем другая. Игроки с большим недоверием относятся к такому формату. Большинство попросту боятся ходить в такие места.
Большой проблемой для создателей качественных перфомансов является то, что эти проекты неумолимо сравнивают с обычными квестами, при этом цена является решающим фактором сравнения и этот фактор не в пользу перфомансов.
На сколько нам известно, на данный момент перфомансы в Екатеринбурге больше никто не строит за исключением компании "Перф.рф", которая адаптирует локацию с "Эфиром" под новый сюжет "Геноцид". Врядли ситуация в будущем как-то резко поменяется.
А пока - приглашаем вас познакомиться с философией этого жанра в нашем перфомансе "Зомби". Приходите - и спасите мир от смертельного вируса.
Спасибо.
Квест забронирован на ваше имя, подробности мы отправили вам на почту. Скоро
вас ждут новые эмоции и это здорово! Приходите за 10 минут до начала игры. Будем вам рады.
Спасибо.
Заявка отправлена нашему менеджеру. Скоро он свяжется с вами, чтобы
обсудить подробности. Хорошего дня!
Спасибо.
Мы ответим Вам в ближайшее время.
Спасибо.
Вы узнаете первыми о новом квесте.
Спасибо.
Вы узнаете об открытии в числе первых!
Бажова, 68
Квесты: Минотавр, Легенда о сокровищах, Искатели приключений, Пила, Заложники, Побег, Весёлый побег
Малышева, 36
Квесты: Таинственный замок, Эксперимент
Чекистов, 5
Квесты: Сумасшедший фотограф, Секретные материалы,
Казино «Син Сити», Воображариум, Дело о пришельце
Прониной, 25
Проект: Прятки, Прятки Kids