Как правильно оценить свой квест-рум при продаже?

Рынок квестов в России и, в частности, Екатеринбурге достаточно динамичен: открываются и закрываются проекты, появляются новые форматы, компании начинают предоставлять новые услуги… А кто-то уходит с рынка и решает продать свой квест-рум. Вот тут все не так просто. Сегодня разберемся, почему же бывает так сложно назвать правильную цену для своего бизнеса. 

Типичная стратегия оценки своего бизнеса  

Стандартный подход к данному вопросу заключается в следующем: в бизнес было вложено N рублей, значит, при продаже их нужно вернуть, и еще и что-нибудь заработать сверху.

Дело в том, что довольно часто квесты являются первым бизнесом у молодых предпринимателей, и опыта для структурного подхода к ведению дел у них зачастую не хватает. Так что обычно такие квест-румы работают в минус или выходят «в ноль», то есть выручки с проведенных игр хватает только чтобы покрыть издержки. Собственно, в целях экономии обычно предпринимаются два основных шага: 

  • Компания может быть официально оформлена не в полной мере (с некоторыми послаблениями).
  • Собственник бизнеса вынужден сам выполнять большую часть работы, например, самостоятельно проводить игры, чтобы не платить операторам.

Как вы понимаете, понятие «готовый бизнес» тут не особо применимо, а любителей потрудиться вместо предыдущего собственника, еще и заплатив за это немаленькие деньги, обычно не находится. Подробнее о том, почему никто не купит квест-рум за вашу цену, мы писали в этой статье, но повторяться не будем, и перейдем к тому, как правильно подойти к вопросу продажи квест-рума и грамотно оценить его реальную стоимость.

Факторы, влияющие на конечную стоимость квеста

Здесь мы перечислили факторы, которые так или иначе влияют на конечную стоимость бизнеса, а, значит, их нужно учитывать перед тем, как посчитать и заявить цену для своего проекта.

  • Бизнес показатели квест-рума (оборот, объем доли на локальном рынке, размер чистой прибыли и т.п.) не только за последний год, но и за предыдущие. Важно помнить, что количество проведенных игр на рынке квестов сильно зависит от сезона, что также нужно учитывать.
  • Состояние рынка в данный момент. Ваша цена в итоге будет сильно зависеть от того, растет или падает рынок квестов. Кроме того, если в вашем регионе стабильно повышается спрос на детские проекты, а у вас страшный квест с актером, то этот фактор также снизит конечную стоимость вашего бизнеса.
  • Риски, которые связаны с покупкой вашего бизнеса. Например: законодательство (официальна ли деятельность квест-рума или нет), повышение стоимости аренды помещения (заключался договор долгосрочной или краткосрочной аренды), местоположение (удаленность от центра), если помещение подвального типа, то есть риск затопления, и так далее.
  • Рыночная стоимость квест-рума. В целом по России цена не отличается кардинально, так что для учета рыночной стоимости достаточно просмотреть интернет-ресурсы с объявлениями по продаже квест-румов (такие как «Avito» и др.) и учесть этот фактор. 
  • Пассивность бизнеса или процент вовлеченности собственника в рабочий процесс. То есть, иными словами, если вы, к примеру, сами координировали работу персонала, а не нанимали управляющего, то не факт, что новый собственник захочет заниматься тем же. Тогда экономия на заработной плате для наемного персонала превращается для покупателя в дополнительные расходы в расчет окупаемости бизнеса в целом.

Если с учетом всех этих факторов итоговая цена за ваш бизнес окажется меньше, чем вы в него вложили и успели на нем заработать, то, как ни печально это осознавать, вероятность того, что вы покроете свои расходы, стремится к нулю. Эти расходы — не что иное, как сработавшие риски, которые вы по умолчанию взяли на себя, когда решили вложиться в квест-рум. И навряд ли найдется покупатель с деньгами, готовый покрыть ваши расходы при покупке неприбыльного бизнеса.

Потенциальные покупатели квеста 

Конечно, вопрос "где найти покупателя" в данной ситуации встает достаточно остро. Так или иначе, вариантов не так уж и много. За редким исключением, все они представлены в этом разделе. 

  • В первую очередь следует предложить купить свой проект сетевым компаниям аналогичного уровня в вашем регионе. Чаще всего только у них есть на это деньги и прямая заинтересованность в расширении.
  • Небольшим компаниям в другие регионы с перевозом квеста в другой город. Скорее всего, переезд оплачивать будет именно продавец, да и цена навряд ли будет завышена, но, так или иначе, это довольно благоприятный исход, так как он позволяет покрыть хотя бы часть вложений в этот бизнес. 
  • Местным предпринимателям. Такой расклад очень маловероятен, но случаи были. Предприниматели просто покупают квест по низкой цене, чтобы просто попробовать позаниматься этим видом деятельности. Стоимость в таком случае будет еще меньше, чем при предыдущих двух вариантах, но и это не худший результат. 
  • По частям продать проект на «Avito». К сожалению, именно так и происходит в большинстве случаев. Говорить о покрытии расходов, как вы понимаете, тут даже не приходится.

Отдельно стоит отметить, что не все компании покупают квесты под свой бренд. Мы, например, берем адреса под управление - там работают наши операторы и все вопросы, связанные с проведением игр мы берем на себя. Ну а владелец просто платит за это комиссию - получается такой симбиоз. Компаний, придерживающихся такого же подхода, как «Локап», довольно мало, и подобные случаи редки, но попробовать найти успешную развивающуюся компанию, которая бы захотела взять под управление ваш квест, все-таки стоит - при таком раскладе после некоторых доработок квест вполне может стать успешным и начать приносить деньги.

Ожидания покупателей

А что вообще ожидает потенциальный покупатель вашего бизнеса от квеста? Мы, например, даже не рассматриваем проекты с расчетной окупаемостью больше одного года — это просто не вызывает интерес. Да, следует отметить, что расчетная окупаемость квеста — это не просто цифры выручки, которые показывает квест-рум, сюда также входят: учет сезонности, средняя загрузка на квест по сети, риски падения рынка и многое другое. 

Кроме того, мы обращаем внимание на нераскрытый потенциал, в который входят следующие пункты:

  • Квест находится в месте, близком к центру и недорогой арендой.
  • В цену аренды входят незанятые квестом помещения, где можно построить еще один проект или гостевую комнату.
  • Возможность достаточно быстро и просто переоборудовать квест под более популярную тематику или доработать загадки и сценарий до нужного уровня.
  • Возможность создания детской версии квеста, что поспособствует расширению его целевой аудитории и, соответственно, приведет к увеличению выручки дохода.
  • Возможность добавить актера. Так же, как и в случае с детской версией, наличие актера потенциально повышает выручку с проекта.

Что показывает практика

Почти все квесты продаются в 4-5 раз дешевле своих вложений. И это факт. Причем это касается не только рынка Екатеринбурга — такая тенденция существует по всей России. Исключения встречаются, но крайне редко, и продиктованы они конкретной ситуацией, иными словами, звезды сложились. В конечном счете, те, кто не готов продать квест дешево и быстро, часто приходят к одному печальному результату: проект не продается и переезжает в гараж (на балкон, дачу и т.д.), откуда, в лучшем случае, будут по частям распродаваться «остатки былой роскоши». Вывод один: если решили продавать — продавайте, пока кто-то хоть что-то предлагает. Завышать цену — бессмысленно, никто не возьмет на себя лишние риски. 

 

 

Вернуться в блог