Квесты Екатеринбурга

В Екатеринбурге существует уже более 70 квестов от более чем 30 компаний. Число квестов и самих компаний меняется почти каждый день, потому что рынок этот относительно новый (существует с 2013 года) и в данный момент он переживает вторую волну популярности.

Качество квестов уже сейчас очень сильно разнится и эта разница увеличивается постоянно, появляются новые тенденции и новые форматы, рынок растет в высоту и в ширину. Участники рынка тоже разные – от крупных франшизных сетей, до предпринимателей-одиночек.

Франшизные сети квестов

Примерно половину рынка квестов Екатеринбурга занимают крупные франшизные проекты, представленные сразу во многих российских городах. Если взять самые популярные квест-франшизы России, то можно выявить трех безусловных лидеров рынка, это компании:

  1. «Клаустрофобия» (Москва) - сейчас насчитывает более 110 работающих квестов по России и больше 60 на стадии строительства.
  2. «Выход» (Новосибирск) - около 70 действующих квестов и более 40 строятся.
  3. «Выйти из комнаты» (Казань) - около 70 открыто и более 35 строятся.

Все эти три компании представлены в Екатеринбурге, но неоспоримым лидером является «Клаустрофобия».

Квесты «Клаустрофобии»

«Клаустрофобия» зашла на рынок нашего города раньше других (первый квест открылся в конце 2014 года), смогла оперативно собрать хорошую команду франчайзи, выстроить сеть и захватить власть над квестами в Екатеринбурге, пока другие раскачивались. Та же история произошла с Москвой и Нижним-Новгородом, да и Питер уже почти покорился «Клаустрофобии». В остальных городах России доля рынка этой компании не так велика. В Екатеринбурге «Клаустрофобия» открыла уже 8 квестов и еще несколько будут запускаться ближайшей весной.

Квесты «Выход»

Компания «Выход» пришла из Новосибирска, где за пару лет она молниеносно выросла и захватила этот город. В Екатеринбурге у «Выхода» пока только 2 франчайзи и 3 действующих квеста, но в ближайший месяц откроется четвертый.

Квесты «Выйти из комнаты»

«Выйти из комнаты» - казанский проект. Только в Казани у компании насчитывается 24 действующих квеста и еще около пяти на стадии строительства. В Екатеринбурге проект «Выйти из комнаты» появился только летом 2015 года и успел открыть пока только один квест, но второй уже на подходе. Сама компания сейчас активно строит квесты в США.

Интересным отличием франшизы «Клаустрофобии» является сама модель построения сети. «Клаустрофобия» заморачивается за неповторимость сюжетов каждой комнаты, независимо от города, т.е. вы не встретите двух одинаковых квестов от «Клаустрофобии» в пределах нашей страны. Зачем так заморачиваться? Ребята очень крутые и смотрят далеко вперед. Они внедрили и развивают такое понятие, как «квест-туризм», даже продают туры в другие города, в которые включено проживание в хостеле и прохождение фиксированного числа квестов этого города на выбор.

В это же время «Выйти из комнаты» открывает одни и те же квесты в разных городах по обкатанной технологии. Это гораздо дешевле и проще. Компания «Выход» использует смешанную модель.

Кроме этих франшиз в Екатеринбурге открыты и другие, но уже гораздо меньшие по размаху сети. В общей сложности суммарно франшизы занимают около 50% рынка квестов Екатеринбурга.

Местные игроки

В то время, как фрашизные игроки один на другого похожи своими корпоративными стандартами, ориентированными на максимальный охват аудитории, большими вложениями и технологичностью – местные предприниматели более мобильные и в то же время более бедные. Свобода выбора и ограниченность в ресурсах вынуждает проявлять изобретательность при создании квестов и не всегда получается удачно. В этом углу рынка гораздо больше форматов и смелых решений, но и низкокачественных квест-проектов предостаточно, т.к. единственным мерилом их качества является здравый смысл и опыт самого предпринимателя.

Из заметных игроков рынка можно выделить такие компании как:

  • «Кибернетика»;
  • «Джуманджи»;
  • «Локап»;
  • «Паника»;
  • «Q-Rooms»;
  • «RRquest»;
  • «Inside quest;
  • «Под Замком»;
  • «Нервы»;
  • «Интуиция»
  • и другие (всего около 20 компаний).

Почти у всех местных игроков по одной локации, т.е. они расположены по одному адресу, разве что у «Под Замком» два адреса и 4 действующих квеста. Количество квестов на одном адресе у всех разное, но в среднем 2-3 квест-комнаты.

Также стоит выделить из списка компанию «RRquest», которая стартовала с Екатеринбурга прошлым летом и уже открылась по франшизе в 5 других городах, наверное, первый из всех местных игроков рынка, кто на данный момент смог вырасти до франшизной сети.

Самой большой по числу открытых квестов из этого списка является локация «Q-Rooms» (7 комнат). Эта же компания примечательна ограничением по бесплатным подсказкам во время прохождения квеста – 2 подсказки, остальные даются за доплату.

Компания «Кибернетика» - первая в Екатеринбурге открыла квест с участием актера и на подходе второй квест, тоже актерский.

Все квесты от «Паники» связаны единым сюжетом, чтобы стимулировать посетителей пройти их все.

«Локап» построил большой квест, в который одновременно может прийти 6 человек и сейчас ведется строительство квеста на двух человек.

«Inside quest» сделал ставку на детскую аудиторию и открыл квест «Нора Хоббита». Это второй квест в Екатеринбурге, рассчитанный конкретно на детей и первый открытый без франшизы.

Если подвести итог по части рынка с местными игроками, то безусловно можно выделить разнообразие форматов, предлагаемых жителям города. Выбрать действительно есть из чего и в дальнейшем разнообразие будет только увеличиваться.

Прогноз развития рынка квестов в Екатеринбурге в 2016 году

Я считаю, что через год квестов в Екатеринбурге станет гораздо больше, их число достигнет 150 комнат, а число компаний на рынке дойдет до 50, после чего наступит насыщение рынка, усилится конкуренция и маленькие игроки будут вынуждены продаваться более успешным компаниям или уходить с рынка.

Доля потребителей-новичков снизится до 10-20%, основной костяк целевой аудиотрии пройдет уже по несколько квестов и станет избирательнее относиться к выбору квеста.

Рынок квестов станет гораздо разнообразнее, появятся мобильные квесты, квесты в коробке, которые можно заказать на дом. Появится большое количество квестов с живыми актерами и заданиями на физическую составляющую. А возможно, появятся совсем новые для рынка форматы, которые пока даже сложно представить.

Если вам интересен рынок квестов на столько, что вы хотите открыть собственный квест-рум – рекомендую вам ознакомиться с моей статьей на тему «квесты как бизнес».

Вернуться в блог